В Европе выше не бегают!!" - XIV international Elbrus Race 2019

16 сентября-20 сентября 2019

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Как это было

1.Силин Михаил (Санкт-Петербург),
участник соревнований в 2006 и 2007 г.

Решение участвовать в забеге ELBRUS RACE в этом сентябре было принято еще прошлой осенью. В тот раз мне удалось подняться лишь до 5000 метров, сказалась недостаточная акклиматизация.

И вот, третьего сентября мой самолет садится в Мин Водах, меня встречает Ольга и везет в Приэльбрусье. После того, как мы въехали в Баксанское ущелье, я отмечаю для себя необычно большое количество машин ДПС. Спросив у Ольги, что случилось, узнаю, что накануне моего прилета, вечером, в Тырнаузе у себя в квартире был расстрелян начальник местной милиции, а сегодня утром, напротив отделения милиции в том же Тырнаузе взорвали бомбу. Ни один патруль ДПС не пропустил нас без досмотра документов.

Поселившись в гостинице Эльба, приютившей участников забега в прошлом году, знакомлюсь с Димой Филипповым. Он приехал в Приэльбрусье из Магнитогорска  несколько дней раньше меня и сегодня спустился с Бочек вниз.

Утро четвертого сентября. Не спится. Встаю в 6 утра и совершаю утреннюю пробежку до Терскольсокого стадиона и обратно. После завтрака Мухуд отвез меня на Азау. Оттуда я, получив немало удовольствия, поднимаюсь на новой канатке до Нового Кругозора. Поселившись в Бочке, и оставив там вещи, я совершил первый акклиматизационный подъем на Скалы Пастухова. Там во время чаепития я повстречал Аню Петрову, гида и участницу прошлогоднего скоростного восхождения.

Пятое сентября. Дима должен подняться на Бочки после обеда и у меня есть время прогуляться до Приюта Одиннадцати. Погода замечательная,  на небе ни одной тучки. Поднялся на 4200 и три часа загорал.

Надо отметить, что нынешнее лето выдалось особенно жарким. Как мне сказала Ольга, местные старожилы давно не помнят такого жаркого лета. В подтверждении тому открывшиеся трещины, сильно подтаявший ледник на Эльбрусе и камнепады. Пока я загорал, наслаждаясь солнцем после унылой питерской погоды, за моей спиной постоянно грохотали оттаявшие валуны. А вечером, вернувшись на Бочки, узнаю, что ребят из Москвы, живших в той же бочке что и я, чуть не зашиб “чемодан” высотой в полтора метра.

Шестое сентября. Ночью была гроза с градом, и теперь склон покрыт пупырчатой обледеневшей коркой. Каждый вечер заканчивался зарницами над Донгузоруном. А накануне, за Ушбой сверкали разряды на половину ночного неба. Зрелище потрясающее. Сегодня мы должны подняться на 5000 м. Выходим с Димой пораньше, не торопясь, набираем высоту. Дойдя до начала ”косой”, Дима уверенно продолжает движение вперед, я следом. Для меня очень важно сегодня пройти “косую” и выйти на седловину. В прошлом году я поднялся до 5145 м. И для меня это своеобразный психологический барьер. Иду осторожно, огибая открытые прямо на тропе щели. Внешне, они очень напоминают канализационные колодцы. Небольшие круглые отверствия в склоне. Спасибо ребятам с Бочек, предупредили накануне вечером. Дима исчезает за перегибом склона, я смотрю на GPS и вижу что  поднялся на 5150. Ага! Живем!  Спустя двадцать  минут, выхожу на седловину Эльбруса. Красиво!!! Но то, что я увидел слева, слегка уняло мою прыть. Взлет на Западную Вершину, с перепадом в 300 метров. Спокойно. Будем решать проблемы по мере их поступления! Сегодня мы туда не собираемся, а когда соберемся, тогда и будем пыхтеть. А сейчас пить чай из термоса, сделать пару кадров и валить вниз, так как из-за Западной уже выглянуло первое облако.

Спуск тоже занятие особенное. Солнце к этому моменту жарит от души. Приходится спускаться то по мокрой снежной каше, то по многочисленным ручьям.  В итоге  каждый спуск на Бочки я завершаю с мокрыми ногами. Но это сейчас не важно. Сегодня мы с Димой неплохо поработали и теперь у нас зверский аппетит. “Готовы съесть коня” говорим мы нашей поварихе и она кормит нас самым вкусным и сытным ужином. Спасибо!!!

Седьмое сентября. Сегодня должны приехать судьи и большинство участников забега. Мы спускаемся вниз на отдых. Спускаться с Бочек до Эльбы решили пешком. На подходе к Азау я замечаю пасущегося на склоне верблюда. Верблюд в Приэльбрусье! Глюк? Выясняется, что нет. Дима и я долго фотографировали ``гордый’’ корабль пустыни, заброшенный судьбой в горное ущелье. У поворота на Поляну Чегет, возле нас останавливается автобус Мухуда и к нам выходят Витя Каменских, участник прошлогодней гонки и Виталий Балюкин, главный судья этих соревнований. Мы не видились год, и нам есть что рассказать друг другу, но ребята сегодня поднимаются на Мир. Витя в этом году планирует бежать в классе “экстрим”, готовится очень серьезно. Что ж, увидимся позже. Следующая встреча тоже полна сюрпризов. На Поляне Чегет встречаем Татьяну Ивановну Тимошенко, Юлю Чуносову, Женю Колчанова, Диму Драчева и Андрея Нефедова ——— питерское судейство. Чуть позже, спустившись на Поляну Нарзанов, встречаем ребят из Киргизии: Серегу Селиверстова, Семена Дворниченко и Катю Андрееву. С Серегой не виделись с прошлого сентября. В тот же день в Терскол приехал Сергей Сурмонин. А вечером в Эльбу приезжает Юрик Четвериков, еще один участник из Питера, добиравшийся из Минвод до гостиницы с немыслимым количеством пересадок.

Восьмое сентября. Встаю пораньше. Вся гостиница еще спит. Пробежался до гостиницы Вольфрам в Терсколе, а на обратном пути поднялся 30 раз по ступенькам у поляны Нарзанов. Там же встретил Алика Демиденко, который тоже совершал утреннюю разминку перед акклиматизационным выходом на Когутай с двумя иностранцами.

Девятое сентября. С приездом питерцев в Приэльбрусье пришла питерская погода. Поэтому открытие соревнований на поляне Азау прошло в весьма спартанской обстановке, во время паузы дождя. К заявившимся заранее участникам прибавились Сергей и Кузнецов из Самары, участник забега на Эльбрус в 2005 году. Поднялись на Бочки. Бочка, в которой мы с Димой оставили свои вещи, оказывается закрыта. Выясняем где ключи. На кухне. Комендант Сергей, отдавая ключи, сообщает нам, что к нам в бочку подселил двух девушек. Ну что ж, так даже веселее. На деле все получилось слегка иначе. Девушки оказались из ЮАР и имели привычку оставлять ВСЕ двери в бочке открытыми настеж, даже на ночь. Нас что-ль боялись?

Десятое сентября. Старт квалификационного, назначенный на 10 часов утра, отменен. Судья Дима Драчев, который должен был встречать участников на скалах Пастухова, из-за сильнейшего тумана, не смог дойти даже до Приюта Одиннадцати.

Одиннадцатое сентября. Наконец-то Серегей Селиверстов определил для себя, что он бежит  в классе “классика”. У ребят из Киргизии была задумка – увезти с соревнований все золото. В классе “экстрим”, в классе “классика” и золото у женщин, поскольку Катя Андреева была единственной представительницей “слабого” пола. Но к вечеру расстановка сил круто меняется. С закатом солнца на Бочки поднимается Рома Губанов. Местный гид, в прошлом году занявший второе место в “классике” и только что вернувшийся из экспедиции на K2. Для Сергея Селиверстова появление Романа полная неожиданность и весь оставшийся вечер мы наблюдали Серегино волнение. Так же, накануне, стало известно, что в забеге не сможет принять участие Абу, местный спасатель, легенда Приэльбрусья и гордость местных жителей.

Двенадцатое сентября. Встаю в пять утра. Ночью практически не спал. В час ночи поднялись наши соседки и стали собираться к восхождению, хотя ратрак, которой подвозил их до скал Пастухова, должен был их забрать в 4 часа утра.  Пять утра. Подъем. Прохладное утро, и чистое предрассветное небо. Иду к леднику и проверяю состояние снега. Практически фирн. Можно попробовать идти без кошек, ведь шестого сентября я поднялся на седловину в простых трекинговых ботинках без кошек. После некоторых раздумий решаю идти в легких ботинках, но с надетыми на них кошками.

7 утра. Старт дан. Стремительно в отрыв ушли Роман с Сергеем, вслед за ними устремились остальные участники. У лидеров борьба шла на протяжении всей трассы. Оба участника достигли вершины с разницей всего в две минуты. У меня же, при подходе к скалам Пастухова, одна кошка оказалась в руке и я решил одеть взятые с собой пластиковые ботинки и перекинуть на них кошки. Пока я переобувался, мимо меня прошли Юра и Катя, а вслед за ними пробежал Семен Дворниченко, стартовавший с Азау! Спустя сорок пять минут, я вступил на начало “косой”. Ветер здесь дул с такой силой, что приходилось идти под наклоном к склону. Приблизительно на высоте 5200 оборачиваюсь и вижу  в ста метрах ниже себя Сергея Сурмонина. Остановливаюсь и делаю несколько глотков чая с лимоном. Через пару минут Сережа догоняет меня и со словами: “Пошли вперед, я уже рук и ног не чувствую”, уходит вверх. Я двигаюсь следом и вижу как навстечу спускается  Катя, бодрая и довольная. С трудом верится, что она уже спускается с вершины. Молодчина! Отличный подарок сделала себе на двадцатилетие.  В 11.30 достигаю судейской полатки на седловине, делаю несколько минут передышки и вступаю на финальный взлет. Здесь ветер наоборот помогает, дует в спину, подгоняет. Из-за перегиба тропы появляется Сергей Сурмонин и говорит:” Давай, осталось метров двадцать до поворота, а там метров сто до вершины, ходьбы минут пятнадцать не более!”. После этих слов, буквально выбегаю на плато и вижу заветную вершину. К моему удивлению не обнаруживаю на вершине судейской  палатки. Оказывается, участники настолько быстро прошли всю дистанцию, что судьи, Дима Драчев и Андрей Нефедов, выходившие на вершину с седловины, попросту не успели ее установить. Андрею пришлось в буквальном смысле бежать, чтобы успеть зафиксировать на вершине время прохождения дистанции лидером. К месту на вершине, где сидели судьи, пришлось снова идти против ветра и вскарабкался к ним я с большим трудом, останавливаясь несколько раз для восстановления сил. Наконец-то я на самой высшей точке Горы. Глоток чая, пара минут на фотосъемку и мы спускаемся  на седловину. Собираем судескую палатку и продолжаем спуск на бочки. Пройдя всю “косую” и оказавшись чуть выше скал Пастухова, я с Андреем попробовал проехать часть пути на каримате. Попытка оказалась неудачной и в результате ветром был унесен каримат Татьяны Ивановны. После этого, спустившись еще метров на 400, снимаю кошки, пластики и одеваю легкие трэкинговые ботинки. Остаток пути я прошагал в них и испытывал большое облегчение.

К вечеру все судьи и я спустились на поляну Азау.

Особенно отмечу помощь польского альпиниста Пети и способность договариваться Виталия Балюкина.

В итоге можно сказать следущее. На мой взгляд, соревнования нынешнего года по сравнению с предыдущими получились менее громкими, но тем временем, более домашними. Большое спасибо всем. Организаторам и лично Николаю Борисовичу Шустрову, хозяевам гостиницы Эльба, Мухуду, Вилене, Жоре, Иссе и Сергею с Бочек, а также всем людям, кто был с нами в течение всего мероприятия. Надеюсь, увидимся через год.

2.Семен Дворниченко,
участник и победитель соревнований в классе «Экстрим» в 2007 г.

Все-таки решились ехать в этом году.
Т.к. мы в последние дни решали ехать или не ехать, то билеты получилось взять через Алма-Ату: туда 6-го, а обратно 16-го. В Алмату мы приехали в час ночи ночевали у друзей. До пяти утра балдели, но не пили ни капли. Мы ведь спортсмены! В шесть утра проснулись, позавтракали и поехали в аэропорт.

Летели туда вообще прикольно. На Ан-24. Это такой не большой, мягко говоря, самолет с двумя настоящими пропеллерами. По дороге мы садились два раза. И все три перелета у нас были на одном и том же самолете. Получилось, что мы три раза здоровались и три раза прощались с пилотами и стюардессой. Летели мы Алмата-Шисгазган-Атырау-Минводы. Чистого полетного времени получилось 7 часов 30 минут. А общего 10.40 минут. Устали как черти.

По прилету нас тут же посадили в бус и повезли в Эльбу, где мы и жили все время. По шоссе мы ехали не больше 40 км/ч. Так как на каждом повороте стоял гаишник. Но зато когда въехали в ущелье. водитель забыл что такое тормоза. От страха пришлось уснуть. Красивое ущелье. Не шире Ала-Арчи. И есть там город Тырныауз. Настоящий город с многоэтажками и административными зданиями! Красиво до жути.

На следующий же день мы пошли на Бочки. Прогулялись пешком (не пользовались канатками) и посмотрели трассу.

8-го приехали судьи и стало веселее. До 9-го числа я ничего не делал. Это какой-то подарок судьбы. Целый день валяться на диване и смотреть телевизор — по моему, у меня этого не получалось со школы!

9-го поднялись на Бочки, было официальное открытие мероприятия. Нам раздали номера, бейджики и пожелали удачи.

10-го должен был проводится квалификационный забег, но из-за непогоды его отменили. Но я с Серегой все равно поднялся до 5000 метров (до косой). Мне надо было просмотреть трассу. Был сильный туман, и мы решили дальше не ходить.

11-го спустился в Эльбу.

Перед стартом проснулся в два ночи и не смог заснуть, смотрел телевизор до пяти утра. В пять мы позавтракали и в шесть утра стартовали. На забег одел термуху, шорты, с собой в рюкзачке взял ветровочные штаны и куртку. До бочек добежал нормально, попил чаю, загрузил в рюкзачок треки и кошки. До скал Пастухова добрался без приключений. В районе скал Пастуховых начал дуть освежающий бриз и бежать стало не так жарко. На косой задуло еще сильнее и бежать стало совсем приятно, останавливаться совсем не хотелось. Остановишься — замерзнешь, подхватишь насморк. Мне совсем не хотелось подхватывать насморк, поэтому до судейских палаток пробежался (там, где косая выходит на прямую). На косой мне показалось странным то, что те, кого я обгонял, были одеты в пуховки, пласты, на пластах кошки. Я же одет все также, как и на старте. «Что-то не так», подумал Штирлиц и побежал дальше. От судейских палаток трассы я не знал. Сказали- надо кошки. Надо так надо. Семь минут ушло на переобувку и одевание кошки, т.е. кошек. Дошел до скалок, стало тоскливо. Ноги идти не хотят, легкие дышать тоже не хотят. Повстречался Серега и посоветовал надеть куртку. Минуты две ушло на одевание куртки. Заодно немного отдохнул. Знал бы, что до вершины осталось 100 м, потерпел бы. Прямо перед вершиной легкий бриз перешел в бриз. Дуло урывками. Эти урывки сбивали с ног. И походка со стороны могла показаться пьяной. Финиш. На вершине максимум пробыл полминуты, и поскакал вниз. Так закончился забег на Эльбрус.

В этот же день спустились в Эльбу и напились. Напились без души. Все-таки немного устали. А вот на следующий день в день награждения (13-го) напились по-настоящему. В час ночи кому-то пришла в голову мысль поехать в Цакли (ресторан какой-то). Сказали, что это в трех километрах от нас. Мы поехали. Туда поймали попутку и добрались без приключений. Цакли, конечно же, были уже закрыты и мы поползли обратно. Обратно машин уже не было. От Цаклей до нашей гостиницы на самом деле оказалось 6 км. По середине пути начался проливной дождь. Давно не гулял под дождем, получил массу удовольствия. Когда оставалось около километра, начался град. Бедный мой нос и уши. Каждый прикрывался чем может. Было очень больно. Я вот прикрывался руками. В общем промокли до нитки. Аж текло по ногам. Пришли в гостиницу, переоделись, купили еще коньяка и забрали последнее пиво, что оставалось в гостинице и пошли в наш номер пить дальше. Дальше мое сознание не выдает информации о происходящем, наверное, я уснул. Поэтому дальнейшие воспоминания у меня продолжаются только утром.

Этим утром (14-го) все уехали. Погонял балду 14-го и 15-го. И рано утром 16-го (в три ночи) выехали в аэропорт. На этот раз полет пролегал Минводы-Актау-Алмата. Всего с одной посадкой, летели на як-42.
Этот самолет побольше предыдущего. Вместо двух пропеллеров было аж три турбины. Чистого времени полета получилось 4.30. А общего 6.30. С аэропорта добрались до Алматы и никого там не нашли! Все куда-то разъехались и еще не вернулись, поэтому абсолютно трезвые мы поехали в Бишкек.

Вот такая у нас получилась занимательная поездочка.

Elbrus Race at Face Book

Elbrus Race - Vkontakte

Авторизация

Мы будем рады держать Вас в курсе всех новостей забега! Подписывайтесь!